Детей от одиннадцати до пятнадцати лет относят к среднему школьному возрасту. Психологи отмечают, что возрастные особенности детей среднего школьного возраста — это переходный период к юности. Этот этап роста характеризуется как «трудный » и «критический». Для подросткового возраста характерно начало полового созревания и развитие эмоциональной сферы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

У подростков среднего школьного возраста интенсивно увеличивается рост и масса тела. В год увеличение роста составляет до 6–10 см, а массы тела до 4–9 кг. При этом девочки опережают мальчиков в темпах прироста приблизительно на один или два года. В этот период у подростков изменяется структура мышечных волокон, преображаются пропорции тела. После тринадцатилетнего возрастного рубежа мальчики начинают опережать девочек, особенно в наращивании мышечной массы.

Так как наступает усиленный рост организма, идет нагрузка на сердце. В связи с этим может повышаться давление, особенно на фоне перегрузок. По причине быстрого роста нарушается работа сердечной деятельности. Многие подростки жалуются на утомление, отдышку, чувство сдавленности в районе сердца.

Начинает активно развиваться грудная клетка, совершенствуется дыхательная система. По причине роста легких изменяется характер дыхания. У мальчиков формируется брюшной тип дыхания, а у девочек — грудной.

Нервная система в этот период подвержена сильному влиянию желез внутренней секреции. Из-за этого подростки склонны к раздражительности, расстройству сна. Многие дети остро реагируют на замечания, несправедливую критику, ограничение свободы. Настроение переменчиво и обидчиво.

Для оптимального физического развития детей среднего школьного возраста следует учитывать несколько правил:

1. Необходимо закреплять навыки правильной осанки. Учить подростка не ссутулиться при движении и в статических позициях.

2. Для развития подвижности в суставах нужно развивать двигательные качества. А именно быстроту, мышечную силу, выносливость.

3. Для нормального физического развития подростку подходят игровые виды спорта, а именно — волейбол, футбол, баскетбол. Для формирования красивого тела полезно осваивать упражнения из гимнастики и заниматься плаванием.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста значительно связаны с развитием эмоций. Преобладающим моментом в эмоциональной сфере этого возраста является сосредоточенность на мнении окружающих и собственном «я». Подростки ранимо реагируют на высказывания о себе, при этом часто присутствует грубость по отношению к другим людям. Оценка их личности в среде сверстников имеет огромное значение, подростку нужно показать себя смелой и состоятельной натурой в кругу авторитетных для них лиц.

Еще одна особенность возраста — резкие перепады эмоций. Разные по силе эмоции меняются без веских причин. Это отчасти связано с тем, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но и к миру взрослых его еще рано отнести. Находясь в противоречивом состоянии, подросток может быть сентиментальным и черствым, застенчивым и наглым, независимым в суждениях и ведомым. В разных ситуациях эмоции выражаются по-разному.

Нередко подростка сопровождает сниженное настроение и депрессия. Когда нет поддержки от значимых взрослых, учителей и сверстников, то присутствует низкая самооценка и особая форма депрессии. Она носит разрушительный характер вплоть до попыток суицида. Депрессия может проявляться у благополучных с виду детей. Спокойный и послушный ребенок может начать грубить взрослым, искать знакомств в сомнительных компаниях, совершать странные поступки.

Подростков среднего школьного возраста отличает повышенная критика к себе и окружающим. Изменение во внешности вследствие полового созревания подростки воспринимают болезненно, занижая свою самооценку. Некоторые дети стесняются угловатости, подростковых прыщей и других физиологических изменений тела. Любая критика внешности в этот период может вызвать переживания. Реакция на критику может проявляться слезами, дерзостью или апатией с последующей закрытостью. Одновременно с высокой критичностью к себе, подросток нетерпим к поступкам взрослых. Подросток замечает любые промахи и неправильность действий членов семьи или учителей. Такое проявление связано с незрелостью, которая присуща подростковому периоду.

Рекомендации по развитию эмоциональной зрелости подростка:

1. Нужно принимать попытки ребенка к самостоятельным поступкам и решениям, поддерживать инициативу в действиях.

2. Переизбыток опеки и контроля формирует зависимую личность без собственного мнения. Любой контроль должен быть в разумных пределах, без отсутствия авторитарных приемов воспитания.

3. Отсутствие интереса к личности ребенка и безразличие к его переживаниям порождает стремление подростка искать эмоциональную поддержку на стороне. Многие совершают противоправные поступки, это своеобразный способ подростка обратить на себя внимание.

Вступая в средний школьный возраст, подросток начинает свой путь к взрослению. Ребенок учится новым ролям в обществе, развивается физически и нравственно. Возрастные особенности тесно связаны с внешним миром и формированием себя, как взрослой личности. Чуткое сопровождение взрослых помогает подростку на этапе взросления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here